Водные проблемы Центральной Азии и Афганистана

WhatsApp Image 2019-07-22 at 10.41.54 PM

Жылдызбек Шамбетов — сотрудник Департамента водного хозяйства и мелиорации (ДВХ и М) в Иссык Кульской области

Как известно, что земной шар на 72% покрыт водой, из них 10-20 % пресная вода, из них всего 0,3-0,5% самая ценная — питьевая вода. Если, человек сам состоит 72% из воды, значить самым ценнейшим, после солнца и воздуха, является вода-это истина. Человечество добралось до далеких звезд, удивляя нас своим обдуманными и не обдуманными открытиями в генной инженерии, но не как не может свыкнуться с тем, что надо менять отношения к воде и беречь ее как зеницу ока. Надземные и подземные воды, за счет использования человеком химических удобрений, ядовитых пестицидов, производственных, сельскохозяйственных отходов, превращаются в ядовитые потоки.

Сегодня, единственными источниками чистейшей питьевой воды на планете Земля, остаются ледниковые воды двух полюсов и воды материковых горных ледников. Эти источники питьевой воды подвергается тотальному насилию благодаря интенсивной человеческой деятельность. Сиюминутные экономические выгоды строительных и горнодобывающих компаний, создают угрозу загрязнения материковых горных ледников. Достоверно известно, что более 1 миллиарда населения планеты пьют привозную воду, а 3-4 миллиарда населения нуждаются в чистой, питьевой воде. Как указывает журналист Эктор Эстепа испанского интернет издания El Confidencial в своей статье “Близится битва за Антарктику? “ в ближайшее время между мировыми державами будет ожестеченная борьба за водные ресурсы вышеуказанного континента. Ученые подсчитали, что в Антарктике в замороженном виде сконцентрировано 70% пресной воды на Земле1.

Регион делится на богатые водными ресурсами страны (Таджикистан и Кыргызстан) и зависимые от них в поступлении воды Казахстан, Узбекистан и Туркменистан. Если Кыргызстан контролирует бассейн реки Сырдарьи, то Таджикистан — Амударьи. Кыргызстан — единственная страна в Центральной Азии, водные ресурсы которой полностью формируются на собственной территории. Следует отметить, что водные ресурсы Кыргызстана обеспечивают Казахстан, Узбекистан и даже 70% западного Китая — всю территорию Синьцзян-Уйгурского автономного района, которая намного больше территории Кыргызстана. Общий объем воды ежегодно поступающий в западный Китай составляет более 8 млрд куб. метров. По подсчетам Дуйшона Маматканова, директора института водных проблем и гидроэнергетики Национальной Академии Наук Кыргызской Республики, наша страна сколько водных ресурсов мы используем, и оказалось, что лишь около 15%.

Сырдарья — первая по длине и вторая по водности река в Центральной Азии. Длина реки составляет 3019 км, площадь бассейна 219 тыс. кв. км. Основная часть (75,2%) стока Сырдарьи формируется на территории Кыргызстана, 15,2% на территории Узбекистана, 6,9% в Казахстане и 2,7% в Таджикистане. Амударья имеет длину 2540 км, площадь бассейна составляет 309 тыс. кв. км. Как и Сырдарья, Амударья в нижнем течении теряет много воды на ирригацию, в ущерб экономики и экологии Кыргызстана,Узбекистана и Казахстана. Тем более в 1992 году когда Кыргызстан уступил свое суверенное право на водные ресурсы низовий, подписав Алматинское соглашение, продлившее действие системы вододеления времен СССР. Иначе говоря, в Алматы было подписано соглашение о том, что водные ресурсы Кыргызстана не ее является его собственностью, а общей. Тем самым Кыргызстан ограничил развитие собственного земледелия, оставив уже орошаемые земли с дефицитом водообеспеченности, а республику с энергетическим кризисом из-за работы Токтогульского водохранилища в ирригационном режиме в угоду нижерасположенным государствам. За счет Токтогульского водохранилища и реки Нарын Узбекистан, например, в последние годы освоил дополнительно 1,5 млн. гектаров новых пахотных территорий, а две области Казахстана довели этот показатель до 720 тысяч га. Кыргызстан за это время освоил только 189 тысяч гектаров. Также по мнению Дуйшона Маматканова, директора института водных проблем и гидроэнергетики Национальной Академии Наук Кыргызской Республики: Исходя из того, что вода, являясь экономической категорией, как и любой товар, должна иметь свою цену, мы предлагаем введение водного налога. Налогом должны облагаться все страны, которые непосредственно используют наши водные ресурсы. Все должны платить: и китайцы, и таджики, а также узбеки и казахи 2. Также мы должны дифференцировать стоимость воды в зависимости от сезона. В частности, это касается Узбекистана. В поливной сезон она должна стоить дороже, в зимнее время, когда в Токтогульском водохранилище накапливается вода соответственно дешевле.

Еще одно преимущество введения такого налога заключается в том, что Кыргызстан мог восстановить гидрометеорологические станции. Следует отметить, что они работают в первую очередь не для Кыргызстана, а для Казахстана и Узбекистана, которые смогли бы получать более точные прогнозы. Иначе говоря, выплата налогов могла бы повлиять на развитие интегрированного управления водными ресурсами.

Уже сейчас по использованию Сырдарьинского бассейна мы имеем дефицит в 1 млрд кубометров. Потому что согласно этому соглашению Кыргызстан имеет право использовать от объема 30 млрд кубометров воды, вытекающего с кыргызской территории Сырдарьинского бассейна, только 4 млрд кубометров воды.

Следует учесть, что из этого бассейна орошается 645 тыс. га пахотных земель кыргызстанецев, которые уже сейчас испытывая дефицит воды, вынуждены использовать подземные воды. А ведь это преступление — использовать питьевую воду для орошения земель. Также в этом районе планируется увеличение территории пахотных земель до 1,3 млн га. Получается, что у будущего поколения Кыргызстана земля есть, потому что границы существуют, они узаконены, а водой пользоваться нельзя, чтобы не превысить лимит. В будущем это чревато международными конфликтами, поэтому важно законодательное закрепление прав на воду уже сейчас.

Основной сток Амударьи (74%) формируется на территории Таджикистана, 13,9% на территории Афганистана и Ирана и 8,5% на территории Узбекистана. Свой вклад в перечень водных проблем в регионе вносит и Афганистан, который использует только около 2 млрд. куб.м. воды для ирригационных систем в своей части бассейна Амударьи. В потенциале он может забирать до 10 млрд. куб.м. воды, что будет иметь отрицательные последствия для Туркменистана, Узбекистана, Ирана и Пакистана.

В докладе управления Национальной разведки США о состоянии мировых водных ресурсов были отмечены такие негативные факторы, как отсутствие соглашения между государствами Центральной Азии об использовании водных запасов, слабость управления водными ресурсами и ухудшение качества воды в будущем. А также говорилось и о возможности использования странами, управляющими стоками пресной воды, своего положения в качестве политического инструмента для оказания давления на другие страны. Вызывает обеспокоенность что Узбекистан в настоящее время через свое предприятие АО «Узбекенгилсаноат» экспортируют хлопкового волокна в более чем 50 стран, в числе которых СНГ, страны Европы, КНР, США, Канада, ОАЭ. Причем география экспорта постоянно расширяется, в прошлом году были освоены новые рынки сбыта — Лихтенштейн, Мавритания, Пакистан, Грузия, Хорватия, Нигерия и ряд других стран3. Эти экономические успехи к сожалению будут достигаться за счет водных ресурсов ,которые должны вливаться в Аральское море. Кыргызстанские специалисты, отмечают, что за последние 20 лет толщина высокогорных ледников на территории нашей страны уменьшилась в среднем на 20 метров, а их нижние границы отступили на 2-3 километра вверх.

Поэтому государства в Центральной Азии должны прийти к взаимовыгодному решению данного острой проблемы.Тем более у каждого государства есть собственный путь выхода, из складывающегося кризисного состояния. Как бы это парадоксально не выглядело на первый взгляд, он диктует нам отказаться от межгосударственных соглашений и приступить к разработке политико-экологической и социально-экономической единой концепции развития всего региона. Если раньше в государственной политике приоритет отдавался политико-экономическим аспектам, то сейчас время настоятельно требует, подойти к вопросам процветания государств, взяв курс на экологическое направление. Объединение должно происходить на равных условиях всех государств, для дальнейшего развития Центрально — Азиатского региона. Исходя из вышесказанного, необходимо создать структуру, объединяющую все государства, находящиеся в Центральной Азии и на территории бывшего СНГ, интегрироваться в единое Центрально — Азиатское сообщество на фоне — глобального потепления, которое остро стоит на повестке дня Организации Объединенных Наций

На плечах жителей Центральной Азии лежит очень большая ответственность перед всем челевечеством — бережно относиться и сохранить водных ресурсов/ледников:

1. Вести пристальные наблюдательные работы за состоянием ледников и предпринимать действия в отношении их защиты от экологических загрязнений, выбрасываемых в итоге производственной деятельности агропромышленных и производственных предприятий, и выхлопных газов автотранспортных средств.

2. Обратить пристальное внимание к ледниковым озерам, нерациональное отношение к которым может привести к стихийным бедствиям с необратимыми последствиями, вплоть до человеческих жертв в огромных масштабах.

3. Для сохранения ледников от загрязнений и от последствий природных катаклизмов, в межгосударственных масштабах вести работу по озеленению Центральноазиатского региона, поскольку межконтинентальные ледники являются естественными природными эпидемиологами, принимающими активное участие в заслоне и уничтожении, продвижении межконтинентальных вирусов.

4. На межгосударственном уровне привести в соответствующий порядок канализационно — ирригационную и дренажную системы и выработать механизмы экологического земледелия по бережному использованию питьевой и орошаемой воды. Часть сэкономленных водных ресурсов направить на реализацию экологических программ по спасению Арала.

5. С помощью всемирных экологических организаций привести в соответствующий порядок, отвечающий международным стандартам с учетом географического и геополитического расположения региона, урановые и другие хвостохранилища, угрожающие экологической безопасности региона.

6. Для сохранения влаги и для развития рыбного хозяйство в регионе, государствам Центральной Азии необходимо прекратить экономическое соперничество, совместными усилиями на основании партнёрства, начать строить, отвечающие безопасности региона, малые ГЭС, поскольку электрификация региона продлит жизнь ледников и решит продовольственную безопасности населения региона.

7. Для поднятия социально-экономического потенциала региона, поднимать престиж горного туризма и спортивного экстрима, привлекать иностранных инвесторов для увеличения престижа альпинизма.

8.Для минимизации вероятности природных катаклизмов (землетрясений, селей, наводнений, оползней) в сейсмоопасном Центральноазиатском регионе, надо на законодательном уровне минимизировать все виды взрывных работ в горнодобывающей отрасли.

9.Из-за беспредела в выполнении выше названных экологических требований и для поднятия авторитета и здоровья населения, политико-экологического и социально-экономического развития народов Центральной Азии, необходимо остановить добычу руды на истоках рек и привлечь ответственности государств и компаний.

9. Параллельно с проведением экологической политики в регионе проводить массовую пропагандистскую работу по ликвидации экологической безграмотности среди населения.

10 Придать статус работникам водных хозяйства уровень специального сотрудника Совета Безопасности ООН.

Мы хорошо понимаем, что в ближайшее время цена воды будет дороже золота и нефти, в связи с чем необходимо поднимать “авторитет” воды, хранить ледники.

Источники:

У. Кабылбеков. ЛЕДНИКИ — ИСТОЧНИКВЛАГИ, ЗДОРОВЬЯ, ЭНЕРГИИ И СТАБИЛЬНОСТИ В ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ. 2011. Бишкек.

Всемирная Лига Граждан и Гражданских Объединений www.vl.kg

http://www.inozpress.kg/news/view/id/38049

https://rus.azattyk.org/a/kyrgyzstan_hydro/24670503.html

http://www.fundeh.org/publications/articles/68/

http://journal-neo.org/2014/02/24/rus-vodny-e-konflikty-v-tsentral-noj-azii-i-pozitsiya-rossii/

http://www.ponarseurasia.org/ru/article_20160404_Laruelle

https://articlekz.com/article/7850

http://kyrtag.kg/interview/duyshon_mamatkanov_direktor_instituta_vodnykh_problem_i_gidroenergetiki_nan_kr_summa_godovykh_postup

http://inosmi.ru/politic/20170604/239509819.html

http://www.narodnoeslovo.uz/index.php/homepage/i-tisodijot/item/7944-na-uzbekskij-khlopok-i-tekstil-vysokij-spros-na-mirovom-rynke

1 http://inosmi.ru/politic/20170604/239509819.html

2 http://kyrtag.kg/interview/duyshon_mamatkanov_direktor_instituta_vodnykh_problem_i_gidroenergetiki_nan_kr_summa_godovykh_postup

3http://www.narodnoeslovo.uz/index.php/homepage/i-tisodijot/item/7944-na-uzbekskij-khlopok-i-tekstil-vysokij-spros-na-mirovom-rynke

Резолюция Молодежного и Женского Форума Кыргызстана

20190710_110345 20190710_110705 20190710_114123

10 июля 2019 г., в конференцзале бизнес-центра “Урмат Ордо” (6 этаж) по адресу ул. Исанова 85, Общественное Объединение «ВСЕМИРНАЯ ЛИГА ГРАЖДАН И ГРАЖДАНСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ / WORLD LEAGUE OF CITIZENS AND CIVIC ASSOCIATONS (далее WL)»  провел  Молодежный и Женский Форум Кыргызской Республики.

Целью данного форума  является обсуждение этих злободневных тем и посредством консолидации молодежи и женщин Кыргызстана выработать общую гражданскую позицию по отношению к развитию и укреплению государственности. Далее выйти с нижеследующими предложениями к Президенту КР С.Ш. Жээнбекову для принятия необходимых мер:

1)         Введение института общественно — государственного контроля посредством общественного слушания/обсуждения в интернет пространстве!

Общественно — политические процессы проистекают на фоне острой информационной войны. Тотально коррумпированная система пытается не только сохранить свои позиции, но и перейти в наступление (трайбализм и т.д.) В такой обстановке, естественно что президент находится в состоянии поиска оптимальных, менее болезненных и в то же время эффективных способом борьбы с коррупцией … .

Этой эффективной формулой является образование ,,общественно — государственной комиссии»! Решениям, такой комиссии, не будет основания придавать оттенки трайбализма, клановости, семейственности или иных признаков! Важно, чтобы качество этого субъекта, не было ослаблено лицами, которым нет доверия у общества…!

Борьба с коррупцией — это, борьба за восстановление прав народа! И в этой борьбе, союзником у президента, может быть только истинное общество! Это определено политической природой самого смысла борьбы с коррупцией!

2)         Восстановить права граждан «ИЗБИРАТЬ» и «БЫТЬ ИЗБРАННЫМ»  — восстановление одномандатной избирательной системы!

3)         Введение института народных заседателей в судах с онлайн видеопротоколированием  процессов.

4)         Принятие закона об иностранных агентах.

5)         Возврат института президентского правления! ПАРТИЙНАЯ ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАВУАЛИРОВАННАЯ ПОД ПАРЛАМЕНТАРИЗМ НЕ ОПРАВДАЛА И БОЛЕЕ ТОГО ДИСКРЕДИТИРОВАЛА СЕБЯ (творят партии, а отвечает президент)!

6)         Привести  образование и здравоохранение к социальной ориентации! Остановить и устранить, разрушительный процесс формирования и развития частных направлений, которые разрушают их социальное качество и их социальную направленность.

Образование и здравоохранение должны быть  приоритетными в стратегии развития государственной национальной идеологии т.к. именно эти две сферы являются основой формирования, сохранения и развития здорового общества, а следовательно государства.